Как связаны с древними богами... кошки?
Святилище Бастет активно посещалось паломниками, которые покупали в храме мумии кошек и передавали жрецам для погребения. Ритуал означал передачу просьбы богине. На востоке Саккары, в месте расположения храма Бастет археологи обнаружили в конце ХХ в. кошачий некрополь, в котором захоронено несколько десятков тысяч мумий и скелетов как дикого камышового кота, так и одомашненной степной кошки.
Причем большинство из них закончили жизнь в возрасте до шести месяцев, более двух третей приняли насильственную смерть. Принести кошку в жертву дозволялось только жрецам – прочим, посягнувшим на священное животное, грозила смертная казнь. Да и кому же могло придти такое в голову – ведь хозяева, у которых умирала кошка, в знак траура сбривали брови и обрезали волосы.
В мифологической истории Древней Греции охотницу Артемиду, ведающую также плодородием, женским целомудрием и т.д., сопровождает громадный ученый белый кот Верос, который, кроме того, что умен, еще и бессмертен. Аналогично этому римляне сделали кота спутником Дианы. Да она и сама, как утверждает миф, принимала образ кошки, чтобы ускользнуть от страшного чудовища Тифона.
Но и у ног богини свободы Либертас располагается хвостатый мурлыка. В Древнем Риме он стал символом свободы и в то же время – духом-охранителем домашнего очага. Нетрудно заметить отголоски египетских верований, особенно, если учесть, что Диана занималась, ко всему прочему, родовспоможением.
Скандинавская Фрейя, богиня красоты, любви и плодородия, тоже была весьма неравнодушна к кошкам. Они к ней, видимо, тоже, а иначе разве заставить бы этих крайне независимых созданий впрягаться в колесницу бесподобно прекрасной небожительницы!
Выпадает из этого лучезарного ряда литовская традиция, согласно которой в облике кота предстает противник бога-громовника Перкунаса. Впрочем, кельты тоже считали его хтонической силой, и на этом основании часто приносили в жертву.
А что же русичи? Видели ли они «мурок» в качестве приближенных какого-либо божества? А как же! И, что самое замечательное, это тоже богиня, и тоже с материнскими функциями в пантеоне. Речь идет о Макоши, которую принято считать покровительницей земли, посевов, плодородия, защитницей женщин, попечительницей деторождения и рукоделий, например, прядения.
Представляется, что полномочия ее на самом деле шире. Например, «курирование» прядильного занятия наводит на мысли о Мойрах, что плели нити судьбы. К тому же и академик Б.А.Рыбаков указывал на значение корня «кош», «кощ» как на понятие жребия, судьбы («ма» – несомненно, означает мать).
А двенадцать праздников в году, посвященных Макоши, т.е. ежемесячное прославление, говорят о связи ее с годовым циклом и мировым перемещением. Об этом же заставляют думать и различия в изображениях богини в разное время года: весной – с поднятыми руками (призыв ниспослать солнце и дождь на поля), летом – с раскинутыми (охрана, сбережение посевов), ближе к осени – с опущенными (помощь в сборе урожая и принятии землей семян озимых).
В связи с разговором о кошке хочется обратить особое внимание на совпадение корневой основы в их родовом названии с одной из составляющих имени Великой Богини. Буквенно-фонетическое образование «кош» входит в состав целого ряда слов: кошель, кошара, кошевой (атаман), кош (стан), кошма, кошт (содержание, получение – отдавание), кокошник.
Если разобраться, все они имеют отношение к движению и хранению, защите: кош – походный стан или имущество; кошма – походная подстилка; кошевой – походный атаман; кокошник – головной убор, укрывающий голову (в древнейшем изображении бог Велес держит на голове утку-Макошь как знак судьбы), который снимают и надевают; кошель носят с собой, деньги в него приходят и уходят; а получить прибыль – «взять, ухватить кошт».
Но причем же здесь кошка? Кошек ведь тоже связывали с судьбой, не зря же наблюдали и наматывали на ус приметы, связанные с их поведением…
Причем большинство из них закончили жизнь в возрасте до шести месяцев, более двух третей приняли насильственную смерть. Принести кошку в жертву дозволялось только жрецам – прочим, посягнувшим на священное животное, грозила смертная казнь. Да и кому же могло придти такое в голову – ведь хозяева, у которых умирала кошка, в знак траура сбривали брови и обрезали волосы.
В мифологической истории Древней Греции охотницу Артемиду, ведающую также плодородием, женским целомудрием и т.д., сопровождает громадный ученый белый кот Верос, который, кроме того, что умен, еще и бессмертен. Аналогично этому римляне сделали кота спутником Дианы. Да она и сама, как утверждает миф, принимала образ кошки, чтобы ускользнуть от страшного чудовища Тифона.
Но и у ног богини свободы Либертас располагается хвостатый мурлыка. В Древнем Риме он стал символом свободы и в то же время – духом-охранителем домашнего очага. Нетрудно заметить отголоски египетских верований, особенно, если учесть, что Диана занималась, ко всему прочему, родовспоможением.
Скандинавская Фрейя, богиня красоты, любви и плодородия, тоже была весьма неравнодушна к кошкам. Они к ней, видимо, тоже, а иначе разве заставить бы этих крайне независимых созданий впрягаться в колесницу бесподобно прекрасной небожительницы!
Выпадает из этого лучезарного ряда литовская традиция, согласно которой в облике кота предстает противник бога-громовника Перкунаса. Впрочем, кельты тоже считали его хтонической силой, и на этом основании часто приносили в жертву.
А что же русичи? Видели ли они «мурок» в качестве приближенных какого-либо божества? А как же! И, что самое замечательное, это тоже богиня, и тоже с материнскими функциями в пантеоне. Речь идет о Макоши, которую принято считать покровительницей земли, посевов, плодородия, защитницей женщин, попечительницей деторождения и рукоделий, например, прядения.
Представляется, что полномочия ее на самом деле шире. Например, «курирование» прядильного занятия наводит на мысли о Мойрах, что плели нити судьбы. К тому же и академик Б.А.Рыбаков указывал на значение корня «кош», «кощ» как на понятие жребия, судьбы («ма» – несомненно, означает мать).
А двенадцать праздников в году, посвященных Макоши, т.е. ежемесячное прославление, говорят о связи ее с годовым циклом и мировым перемещением. Об этом же заставляют думать и различия в изображениях богини в разное время года: весной – с поднятыми руками (призыв ниспослать солнце и дождь на поля), летом – с раскинутыми (охрана, сбережение посевов), ближе к осени – с опущенными (помощь в сборе урожая и принятии землей семян озимых).
В связи с разговором о кошке хочется обратить особое внимание на совпадение корневой основы в их родовом названии с одной из составляющих имени Великой Богини. Буквенно-фонетическое образование «кош» входит в состав целого ряда слов: кошель, кошара, кошевой (атаман), кош (стан), кошма, кошт (содержание, получение – отдавание), кокошник.
Если разобраться, все они имеют отношение к движению и хранению, защите: кош – походный стан или имущество; кошма – походная подстилка; кошевой – походный атаман; кокошник – головной убор, укрывающий голову (в древнейшем изображении бог Велес держит на голове утку-Макошь как знак судьбы), который снимают и надевают; кошель носят с собой, деньги в него приходят и уходят; а получить прибыль – «взять, ухватить кошт».
Но причем же здесь кошка? Кошек ведь тоже связывали с судьбой, не зря же наблюдали и наматывали на ус приметы, связанные с их поведением…
Читайте также
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
↓ Показать Комментарии ↓